Как научиться петь

Вокал - это искусство, с помощью которого каждый может выразить свои чувства и свои эмоции. В современном мире вокал - это не только инструмент для творческой отдушины, но и возможность получить всемирное признание, возможность заявить о себе.

Часто у новичков возникает множество вопросов: а могу ли я научиться петь? что делать если пение дается мне с огромным трудом? что если нет ни голоса, ни слуха? Ответ есть общий и для всех: петь может научиться каждый, если у человека нет патологических проблем с голосовыми связками. Иными словами, если говорить можете, значит и запоете.

Первое, с чего стоит начать - это понять какое место пение занимает в вашей жизни и стоит ли вообще проходить весь этот путь. К слову, «путь» - действительно научиться петь профессионально и качественно является долгим и трудоемким процессом.

Наверняка каждый из нас множество раз встречал в интернете информацию о том, как можно быстро научиться петь, но зачастую такими объявлениями разбрасываются коммерческие вокальные студии с целью скорейшего извлечения прибыли и увеличения клиентской базы. Только задумайтесь: если бы было все настолько просто и быстро, наверное, каждый второй был бы прекрасным вокалистом.

Если ваше решение твердое, и вы все же решили освоить вокальное искусство, настройте себя на долгую и кропотливую, но очень приятную работу. Почему приятную? Потому что каждый прогресс будет для вас новой победой! А каждая победа - это безусловно счастье!

С чего начать обучение вокалу? Конечно с теории!

Как научиться петь?

Итак! С чего же следует начать и как выстроить свои уроки эстрадно-джазового вокала в правильный тренировочный цикл? Первое, что вам нужно изучить и понять - это анатомия и механизм пения. Вы должны четко понимать, чем отличается разговор от пения, иметь представление отличия речи от вокала.

Так же, вам следует разобраться в вопросе: какие же органы и группы мышц задействованы при правильном пении. И только лишь после того, как вы разберетесь во всех этих вопросах, вы абсолютно точно можете переходить к практике. Без понимания анатомии и механизма пения нет смысла приступать к практическим занятиям по вокалу.

Давайте разберемся чем отличается наша речь от вокала. Итак, выделяют два основных вида резонаторов:

  • Грудной (Этот тип резонирования присущ каждому человеку, поскольку он функционирует при повседневной речи);
  • Головной (Тип резонирования, которым владеют профессиональные вокалисты, что позволяет петь легко и связанно на всех участках диапазона. Связанно - это значит не крича и не срываясь на фальцет, плавно переходить от грудного типа резанирования к головному и обратно).

Следует отметить, что участок диапазона, где происходит переход из грудного резонатора в головной, называется «микст». Во время пения в миксе, в определенном процентном соотношении работают головной и грудной регистры. Если поем ниже, то больше грудных обертонов, если выше, то больше головных.

При низком пении работает исключительно грудной регистр, а при высоком, соответственно, головной. Ну и как мы уже разобрались: на среднем участке диапазона резонаторы смешиваются и получается микст. Исходя из этого можно сделать вывод, что для того чтобы научиться петь, необходимо овладеть головным видом резонирования. Этот процесс однозначно является самым основным и сложным при постановке голоса.

Резонаторы: основополагающее в вокале

Учимся петь: основы

Вы спросите: Что же такое резонаторы? Давайте приведу простой пример: положите руку себе на грудь и произнесите любую фразу. Хорошо. Вы почувствовали легкую вибрацию в области грудной клетки? Это говорит о том, что резонатором вашего разговорного голоса является грудь.

Если не совсем понятно, давайте спроецируем этот пример на обыкновенной гитаре: в каждой гитаре есть отверстие, наверное, вы понимаете, что именно в это отверстие попадает вибрация от струн и звук начинает обретать объемность в корпусе гитары. Если бы в гитаре не было этого отверстия, то звук не был бы такой объёмный и «сочный». Так вот, вернемся к нашему грудному резонатору. Как для струн гитары резонатором является её корпус, так для нас при обычной речи является грудь. На западе существует такая терминология как «chest voice», что в переводе означает «грудной голос».

Я не буду рассказывать лишней информации, которая лишь запутает ваше воображение, я постараюсь подчеркнуть самые основные положения. Теперь мы разобрались с тем, как воспроизводится наш голос. Резюмируя: поток нашего дыхания вызывает вибрацию связок и в грудном регистре, образуется их резонанс (объемное звучание). Так мы слышим наш достаточно объемный и относительно низкий повседневный голос. Когда мы говорим, мы используем только грудной голос.

Как мы уже знаем, выделяют 2 вида резонирования: грудное и головное. Если при разговоре мы используем только 1 резонатор - грудной, то во время пения у нас работает все 2 вида резанирования. Если мы поём где-то «между», то такой участок диапазона принято называть «микст». Вообще, для полной картины вы должны понимать, что резонаторы - это различные полости, и если так можно выразиться - «ёмкости», в которых образуется объем и полнота звуковой волны, создаваемой нашими связками. 

Подводим первые итоги

Как обучиться вокалу

Итак. Теперь мы знаем, что вокал - это умение пользоваться как грудным, так и головным регистрами. Умение переходить от одного регистра к другому, сохраняя точный, сфокусированный, сбалансированный звук. Занимаясь практическими занятиями по вокалу, вы должны добиться легкого пения как в нижнем, так и в верхнем регистрах без лишнего усиливания звука и давления на связки.

Тренировки должны вас привести к легкому, связанному звучанию на всех участках диапазона от самых низких до самых высоких нот. Если тренируя, вы добились легкого звучания в микстовом регистре, но в головном вам нужно добавить немного давления на связки, чтобы добраться на одну ноту выше - вам нужно еще работать над головным звуком. Еще раз отмечу, что вы должны стремиться к легкому пропеванию нот на всех участках диапазона как самых низких, так и самых высоких нот, как в грудном, так и в головном регистрах. Это очень важно.

Я вам рассказал самые основные положения и общее представление о механизме работы голоса во время пения. Этой теории вам будет достаточно, чтобы на практических занятиях с преподавателем начать подбираться к головному голосу и прорабатывать его. Абсолютно точно могу вам сказать, что это самое главное на пути к постановке голоса. Когда вы хорошо проработаете хотя бы мискт, у вас значительно улучшится пение и в грудном регистре. Вся суть в умении пользоваться микстом и головным резонатором.