Вокальный аппарат: строение и специфика звукоизвлечения
Красивым голосом восхищаются, приятный тембр – не только дар природы, но и результат занятий по вокалу. Для начинающих вокалистов необходимо овладеть техникой постановки голоса, а для опытных мастеров важно оттачивать собственные голосовые возможности.
В том и другом случае требуется понимание специфики создания звуков, процессов взаимодействия дыхательного и речевого аппарата, изучения механизмов пения. Это даст возможность расширить диапазон вокальных возможностей и усовершенствовать технику извлечения звуков. Рассмотрим, из чего же состоит вокальный аппарат.
Строение вокального аппарата - это система взаимодействующих между собой органов, обеспечивающих образование правильного вокального звука. Говоря о вокальном аппарате мы прежде затрагиваем строение голосового аппарата, однако говоря о пении мы имеем ввиду создание не речевого звукоизвлечения, а именно пения.
В нашей школе работают опытные специалисты, которые помогут добиться больших успехов в овладении вокальным мастерством даже тем, кто безуспешно пытался «запеть» на протяжении многих лет. Для наших преподавателей нет недосягаемых высот, и ученики начинают свои первые шаги с изучения анатомии голосового аппарата.
Голосовой аппарат: специфика работы при звукоизвлечении
Нижняя челюсть, губы, язык и зубы активно участвуют в процессе формирования звуков. В зависимости от специфики строения этих органов или имеющихся дефектов может возникнуть такой эффект, как шепелявость или, к примеру, картавость. В процессе занятий вокальным мастерством развивают:
- дыхательный аппарат (диафрагма);
- гортань;
- голосовые связки;
- вокальные резонаторы.
Вокалист вдыхает воздух при помощи диафрагмы, что позволяет набрать до трёх раз больше воздуха, нежели при обычном вдохе легкими. После этого выдыхаемый поток воздуха проходит через гортань и наконец достигает связок. Воздушная струя прорывается через связочную щель и создаёт высокочастотное их колебание, образуя вокальное звучание. Далее звук направляется в резонаторы - органы усиливающие интенсивность и объем звуковой волны.
В зависимости от длины и толщины эластичных мышц формируется низкий или высокий звуковой регистр (мужские и женские голоса). Обладатели низких басов имеют толщину связочных мышц (не более 5 мм), а для высокого сопрано характерны иные параметры (около 2 мм). Перламутровый цвет – признак здоровья связок, которые краснеют при воспалении. При большом напряжении на этот орган могут возникнуть проблемы со звукоизвлечением: голос становится сиплым или хриплым, требуется медицинское вмешательство.
С чего начинается процесс пения?
Полость носа и глотка (носоглотка) влияют на процесс звукообразования. С помощью трахеи, бронхов и легких звуки формируются посредством движения воздушных потоков и извлекаются в зависимости от степени развитости вокального аппарата. Именно поэтому профессиональные вокалисты воздействуют на аудиторию с помощью силы голоса, его тембра и чистоты.
Легкие - это пористые образования, ткань из пузырьков (альвеол). Именно этот орган дает возможность «запустить» звук с той силой, с которой это предусматривается исполнителем, или обеспечить пение почти на придыхании. Легкие способны вместить до шести литров воздуха, что при грамотном использовании представляет неплохую ресурсную поддержку вокального исполнения. Для сравнения: при обычном вдохе потребляется пол-литра воздуха, а при глубоком (диафрагмальном) – в три раза больше.
Грамотно используя возможности легких, можно существенно повысить свое вокальное мастерство. На практических занятиях преподаватели учат, как работать с диафрагмой, чтобы звукоизвлечение происходило свободно, без усилий.
Трахея и бронхи также участвуют в процессе образования звуков в голосовом аппарате. Бронхиальное дерево представлено стволом-трахеей, ответвлениями-бронхами и гортанью. Такая система нуждается в надежной защите, поэтому вокалисты предпочитают не находиться на холоде длительное время и не употреблять холодной пищи.
Если происходит воспаление в этой зоне, последствия могут быть самые непредсказуемые (временная потеря голоса или изменение тембра). Таких ситуаций лучше избегать, поскольку они могут отразиться на дальнейшей карьере исполнителя.
Голосовые резонаторы: органы усиления силы звука
Резонатор способствует наращиванию интенсивности звуковой волны. Этот орган создает определенный тембр голоса и окраску. Верхние резонаторы (головные) формируют звук, а нижние (грудные) позволяют правильно его транслировать. Прорыв воздуха провоцирует колебание связок – появляется звук. Такая звуковая атака звука (твердая, мягкая, придыхательная) обеспечивают выработку тактики использования ресурсных возможностей звукоизвлечения:
- Твердая атака характеризуется прорывом воздуха, обеспечивает плавное звуковое течение без скачков.
- Мягкая атака провоцирует связочное смыкание, что проявляется при спокойном лиричном пении. В такой манере исполняются колыбельные: звук «льется», мягко обволакивая слушателей.
- Придыхательная атака применяется при задачах добиться художественной выразительности звучания голоса.
Используя различные тактики, можно добиться эффектного звучания, передачи самых тонких интонаций. Регулярные занятия вокалом позволят повысить вокальное мастерство и создать собственную манеру исполнения.