Вокальный аппарат: строение и специфика звукоизвлечения

Красивым голосом восхищаются, приятный тембр – не только дар природы, но и результат занятий по вокалу. Для начинающих вокалистов необходимо овладеть техникой постановки голоса, а для опытных мастеров важно оттачивать собственные голосовые возможности.

В том и другом случае требуется понимание специфики создания звуков, процессов взаимодействия дыхательного и речевого аппарата, изучения механизмов пения. Это даст возможность расширить диапазон вокальных возможностей и усовершенствовать технику извлечения звуков. Рассмотрим, из чего же состоит вокальный аппарат.

Строение вокального аппарата - это система взаимодействующих между собой органов, обеспечивающих образование правильного вокального звука. Говоря о вокальном аппарате мы прежде затрагиваем строение голосового аппарата, однако говоря о пении мы имеем ввиду создание не речевого звукоизвлечения, а именно пения.

В нашей школе работают опытные специалисты, которые помогут добиться больших успехов в овладении вокальным мастерством даже тем, кто безуспешно пытался «запеть» на протяжении многих лет. Для наших преподавателей нет недосягаемых высот, и ученики начинают свои первые шаги с изучения анатомии голосового аппарата. 

Голосовой аппарат: специфика работы при звукоизвлечении

Нижняя челюсть, губы, язык и зубы активно участвуют в процессе формирования звуков. В зависимости от специфики строения этих органов или имеющихся дефектов может возникнуть такой эффект, как шепелявость или, к примеру, картавость. В процессе занятий вокальным мастерством развивают:

Вокалист вдыхает воздух при помощи диафрагмы, что позволяет набрать до трёх раз больше воздуха, нежели при обычном вдохе легкими. После этого выдыхаемый поток воздуха проходит через гортань и наконец достигает связок. Воздушная струя прорывается через связочную щель и создаёт высокочастотное их колебание, образуя вокальное звучание. Далее звук направляется в резонаторы - органы усиливающие интенсивность и объем звуковой волны. 

В зависимости от длины и толщины эластичных мышц формируется низкий или высокий звуковой регистр (мужские и женские голоса). Обладатели низких басов имеют толщину связочных мышц (не более 5 мм), а для высокого сопрано характерны иные параметры (около 2 мм). Перламутровый цвет – признак здоровья связок, которые краснеют при воспалении. При большом напряжении на этот орган могут возникнуть проблемы со звукоизвлечением: голос становится сиплым или хриплым, требуется медицинское вмешательство.

С чего начинается процесс пения?

Полость носа и глотка (носоглотка) влияют на процесс звукообразования. С помощью трахеи, бронхов и легких звуки формируются посредством движения воздушных потоков и извлекаются в зависимости от степени развитости вокального аппарата. Именно поэтому профессиональные вокалисты воздействуют на аудиторию с помощью силы голоса, его тембра и чистоты.

Легкие - это пористые образования, ткань из пузырьков (альвеол). Именно этот орган дает возможность «запустить» звук с той силой, с которой это предусматривается исполнителем, или обеспечить пение почти на придыхании. Легкие способны вместить до шести литров воздуха, что при грамотном использовании представляет неплохую ресурсную поддержку вокального исполнения. Для сравнения: при обычном вдохе потребляется пол-литра воздуха, а при глубоком (диафрагмальном) – в три раза больше.

Грамотно используя возможности легких, можно существенно повысить свое вокальное мастерство. На практических занятиях преподаватели учат, как работать с диафрагмой, чтобы звукоизвлечение происходило свободно, без усилий.

Трахея и бронхи также участвуют в процессе образования звуков в голосовом аппарате. Бронхиальное дерево представлено стволом-трахеей, ответвлениями-бронхами и гортанью. Такая система нуждается в надежной защите, поэтому вокалисты предпочитают не находиться на холоде длительное время и не употреблять холодной пищи.

Если происходит воспаление в этой зоне, последствия могут быть самые непредсказуемые (временная потеря голоса или изменение тембра). Таких ситуаций лучше избегать, поскольку они могут отразиться на дальнейшей карьере исполнителя.

Голосовые резонаторы: органы усиления силы звука

Резонатор способствует наращиванию интенсивности звуковой волны. Этот орган создает определенный тембр голоса и окраску. Верхние резонаторы (головные) формируют звук, а нижние (грудные) позволяют правильно его транслировать. Прорыв воздуха провоцирует колебание связок – появляется звук. Такая звуковая атака звука (твердая, мягкая, придыхательная) обеспечивают выработку тактики использования ресурсных возможностей звукоизвлечения:

  1. Твердая атака характеризуется прорывом воздуха, обеспечивает плавное звуковое течение без скачков.
  2. Мягкая атака провоцирует связочное смыкание, что проявляется при спокойном лиричном пении. В такой манере исполняются колыбельные: звук «льется», мягко обволакивая слушателей.
  3. Придыхательная атака применяется при задачах добиться художественной выразительности звучания голоса.

Используя различные тактики, можно добиться эффектного звучания, передачи самых тонких интонаций. Регулярные  занятия вокалом позволят повысить вокальное мастерство и создать собственную манеру исполнения.